Сомов Константин Андреевич (1869-1939)
В русском изобразительном искусстве существовало как бы два совершенно разных художника в едином человеческом обличии Константина Андреевича Сомова, которому с его талантом повезло родиться в семье, где все дышало искусством. Родители, имевшие к нему (искусству) непосредственное отношение, стремились развить таланты и у своих детей. Константин полностью оправдал их чаяния. Проучившись в Академии художеств (1888—1897), в том числе какое-то время в классе И.Е. Репина, К.А. Сомов закрепил приобретенное умение в парижской частной студии Ф. Коларосси, где вместе с ним обучались молодые русские художники, объединившиеся впоследствии в союз «Мир искусства». Дальше начинается непонятное. «Первый» Константин Сомов становится известен как серьезный портретист, талантливо запечатлевший образы современников (современниц). Его портреты (А. К. Бенуа, 1896; Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой, 1900; А.П. Остроумовой, 1901; А.А. Блока, 1907; Е.Н. Носовой, 1911) выдвигают К.А. Сомова в число лучших в этом направлении живописи. «Второй» Константин Сомов пишет странные картины с дамами, кавалерами, поцелуями и письмами, арлекинами и пышными прическами неопределенных времен и стран. Интересно, что писались портреты и «прически» в одно и то же время. Естественно, что искусствоведы объяснят причины появлений полотен «второго» К.А. Сомова. Но, видимо, и мы во многом правы, иронизируя по поводу маньеристских созданий живописца; как художник напишет уже не красками, а пером сам художник: «От маркиз и парков моих меня тошнит» (1914). Портрет композитора Сергея Васильевича Рахманинова создан художником в переходный период жизни К.А. Сомова. Выехав в 1923 году с выставкой картин из Советской России в США, он завертелся в круговороте забот, новых знакомств и новой жизни, оказался во Франции, где и написал
|