Художник Поль Гоген
Биография художника и его творческий путь 24.03.13 Гоген, воплотил в себе миф о проклятье художника. Он стал художником. который безрассудно принес в жертву собственной мечте, не только благополучие, но саму жизнь. Гоген сделал выбор, необычный для человека того времени, предпочтя благоразумию какой- то внезапный порыв. Множество автопортретов, выполненных художником, свидетельствовали о чрезвычайной противоречивости его личности. Образцовый муж и преуспевающий делец смотрит с фотографии, где Гоген запечатлен со своей женой. Не возникает никаких сомнений относительно его блестящего будущего. И вдруг все резко меняется. Автопортреты художника очень точно передают его душевное состояние, он словно выплескивает свет на полотно. Особенно это касается периода между 1885 годами, когда Гоген пишет их почти с одержимостью. Во всякомслучае, девять из пятнадцати существующих автопортретов были сделаны именно в этот период. Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже на улице Нотp- Дам де Лоретт. Отец Поля, Кловис Гоген, работал в газете «Le Nationale». Мать, Длина Шазаль, была дочерью гравера Андре Ша- заля п перуанской писательницы Флоры Тристан. Отец Гогена, будучи республиканцем, возненавидел режим, установленный ЛуиНаполеоном; в 1840 году он принял решение покинуть Францию и отправился с семьей в Пepy Таким образом, с самого раннего детства Полю было около года от роду и мчалось его вечное странствие, своего рода инициация морем. Это станет впоследствии его судьбой, его призванием на всю жизнь. Во время пересадки в Магелановом проливе, Кловис Еэген внезапно скончался от разрыва сердца. Его жена, оставшаяся на борту парохода с двумя детьми, была вынуждена продолжить путешествие в Лиму самостоятельно.Там под опекой семьи Тристана де Москосо, прошло детство Поля Ibreiia Запахи этой земли индейские лица, цвет еще не зараженной ничем природы мальчик не может забыть даже тогда, когда,благодаря небольшому наследству , оставшемуся от деда по отцовской линии- и, благодаря рекомендациям опекуна, находит убежище в пансионе жены скульптора Обе. Гюстав Ароза, имеющий весьма высокое положение в обществе, устраивает Поля в контору биржевого маклера Бертена. Ароза занимался фотографией, был страстным любителем живописи и обладал небольшой, но изысканной коллекцией картин современных художников: Делакруа, Домье, Курбе, Коро, Йонкинда и Писсарро. Коллекция привлекает внимание художника Поля, который давно ощущает в себе интерес к живописи. В начале семидесятых годов в свободное от работы время он приезжает в Сен-Клу, где вместе с дочерью Ароза Маргаритой, начинающей художницей, работает кистью, заставляя позировать сестру Мари. Однако мысль о том, чтобы стать «художником по воскресеньям», совсем не согревает его; Гоген решает серьезно заняться живописью и поступает в Академию Коларосси к Писсарро, которого хорошо знал. Кроме того, Ароза покровительствовал Писсарро. Тогда же, в пансионе мадам Обе, он знакомится с молодой датчанкой Метте- Софией Гад, дочерью окружного судьи. Она приехала в Париж в качестве гувернантки детей премьер-министра Дании. Брак был удачен. Это было в 1873 году. Свадьбу отпраздновали осенью того 1 х| же года. Рождение первого сына, Эмиля, наполняет отца необык- новенной гордостью, он говорит про сына: «белый, как лебедь, и сильный, как Геркулес». После Эмиля родились еще четверо де- тей. Ранний период их жизни был безоблачным, благодаря боль- шим заработкам отца, в ту пору буржуа и преуспевающего бирже- «Л вого маклера. Однако впоследствии большая часть заработанных денег пошла на приобретение полотен любимых Гогеном худож- ников, таких как Мане, Ренуар, Сезанн, Сислей, Писсарро, Гийомен. Коллекция стоила тогда более 15 ООО франков, а через несколько лет картины были распроданы по одной, чтобы поддержать совер- шенно обедневшую семью. Изучив манеру живописи Писсарро, всегда готового оказать помощь молодым художникам, Гоген и сам б начал создавать интересные работы. Затем он знакомится с Гийоменом и Сезаном. Сезанн произвел на начинающего художника им глубокое впечатление. Знакомство с Писсарро и Дега дает Гогену возможность участвовать в пятой выставке независимых художников, состоявшейся в апреле 1880 года на улице Пирамид, 10, куда Гоген посылает один натюрморт, несколько пейзажей, большиннство которых было написано им в Понтуазе у Писсарро, и один мраморный бюст. Хотя отношения между импрессионистами испортились из-за разногласий по поводу новых художников В том же году организуется их шестая выставка, и Гоген показывает там во- семь картин и две скульптуры. Среди полотен был один этюд обнаженного тела, известный под именем «Сусанна*, написанный Гоге- - ном с его служанки. Летние каникулы художник проводит в Пошуазе вместе с Пис- сарро и Сезанном. Возвращение в Париж, нудная работа, семейная жизнь представляются ему столь невыносимыми, что он не может скрыть зависти к отшельничеству своего учителя, уединившегося вда- ли от столицы. Парадоксально, но экономическии кризис, охватив- еки ишй Францию, способствует осуществлению желаний Гогена: он жизни и его друг Шуффенекер порывают с биржей Бергена. Гоген переселяется в Руан, где, как ему кажется, жизнь много дешевле. Он рассчитывает также заработачъ продажей нескольких своих картин богатым провинциалам. Семья, привыкшая жить в комфорте, не может приспособиться к новому финансовому положению. Семейные отношения резко обостряются; вскоре и сам художник стал проявлять нетерпимость к узости провинциального мышления маленького городка. Мел е не устраивает жизнь вне парижского общества, но больше всего она страдает из-за изменения статуса мужа: из преуспевающего дельца он превратился в неудачника-художника с весьма 1июпределенным будущим. Писсарро, занимающийся живописью более тридцати лет, все еще пребывает в нужде, что конечно же, не при- TOC \o "1-3" \h \z удачен. Это было в 1873 году. Свадьбу отпраздновали осенью того 1 х| же года. Рождение первого сына, Эмиля, наполняет отца необык- новенной гордостью, он говорит про сына: «белый, как лебедь, и сильный, как Геркулес». После Эмиля родились еще четверо де- тей. Ранний период их жизни был безоблачным, благодаря боль- шим заработкам отца, в ту пору буржуа и преуспевающего бирже- «Л вого маклера. Однако впоследствии большая часть заработанных денег пошла на приобретение полотен любимых Гогеном худож- ников, таких как Мане, Ренуар, Сезанн, Сислей, Писсарро, Гийомен. Коллекция стоила тогда более 15 ООО франков, а через несколько лет картины были распроданы по одной, чтобы поддержать совер- шенно обедневшую семью. Изучив манеру живописи Писсарро, всегда готового оказать помощь молодым художникам, Гоген и сам бь| начал создавать интересные работы. Затем он знакомится с Гийо- меном и Сезанном. Сезанн произвел на начинающего художника глубокое впечатление. Знакомство с Писсарро и Дега дает Гогену возможность участвовать в пятой выставке независимых художников, состоявшейся в апреле 1880 года на улице Пирамид, 10, куда Гоген посылает один натюрморт, несколько пейзажей, большинство которых было написано им в Понтуазе у Писсарро, и один мраморный бюст. Хотя отношения между импрессионистами испортились из-за разногласий по поводу новых художников В том же году организуется их шестая выставка, и Гоген показывает там . семь картин и две скульптуры. Среди полотен был один этюд обнаженного тела, известный под именем «Сусанна*, написанный Гоге- - ном с его служанки. Летние каникулы художник проводит в Пошуазе вместе с Писсарро и Сезанном. Возвращение в Париж, нудная работа, семейная жизнь представляются ему столь невыносимыми, что он не может скрыть зависти к отшельничеству своего учителя, уединившегося вда- ли от столицы. Парадоксально, но экономический кризис, охватив- ишй Францию, способствует осуществлению желаний Гогена: он и его друг Шуффенекер порывают с биржей Бергена. Гоген переселяется в Руан, где, как ему кажется, жизнь много дешевле. Он рассчитывает также заработатъ продажей нескольких своих картин богатым провинциалам. Семья, привыкшая жить в комфорте, не может приспособиться к новому финансовому положению. Семейные отношения резко обостряются; вскоре и сам художник стал проявлять нетерпимость к узости провинциального мышления маленького городка. Меле не устраивает жизнь вне парижского общества, но больше всего она страдает из-за изменения статуса мужа: из преуспевающего дельца он превратился в неудачника-художника с весьма неопределенным будущим. Писсарро, занимающийся живописью более тридцати лет, все еще пребывает в нужде, что конечно же, не прибавляет Метте оптимизма. Она сдается первой, и, забрав троих из пяти детей, направляется в Данию, надеясь там получить поддержку со стороны своего семейства. Метте уверена, что с ее отъездом Поль образумится и займется делом Через некоторое время Гоген решает тоже обосноваться в Копенгагене, но и там чувствует себя неуютно. И вдруг засветила надежда: Общество друзей искусства предлагает Гогену устроить небольшую выставку его произведений. Однако она была встречена с полным безразличием и единодушным молчанием Сплотившись вокруг Метте, члены семейства Гад держались с Гогеном отчужденно. Приход в дом представителей полиции нравственности утвердил их в решении порвать с Гогеном. Положение становится невыносимым, члены клана Гад не скрывают своей ненависти к художнику. Гоген жалуется Писсарро, что не хватает денег даже на краски и холсты, но его больше мучают вопросы искусства, чем денежные проблемы. В конце концов, взяв с собой сына Кловиса, он решает вернуться в Париж и остановиться у своего приятеля и бывшего коллеги Шуффенекера. Зима 1885 года оказалась особенно трагической в жизни художника. Нужда становилась все более беспросветной. Кловис серьезно заболел, у него была ветрянка. Чтобы заработать несколько сантимов, Гоген нанялся расклеивать по ночам афиши близ Северного вокзала. В письмах к жене тон Гогена становился временами очень жестким. Так в апреле 1886 года он упрекает ее в том, что она больше мать, чем жена «В один прекрасный день положение мое улучшится. я найду женщину, которая в отношениях со мной будет отнюдь не матерью». В другом письме он просит приехать ее в Париж, так как не в состоянии содержать себя. Несмотря на свое плачевное положение. Гоген принимает участие в последней (восьмой) выставке импрессионистов 1886 года куда посылает девятнадцать картин, положительно отмеченных впоследствии известным критиком Феликсом Фенеоном Отношения внутри группы импрессионистов накалились, Гоген внес в этот разлад свою лепту— он испытывал неприязнь к Сера и Синьяку и назвал их «юнцами-химиками, которые копят точечки*. Не желая жить в скандальной атмосфере, Гоген удаляется из Парижа мечтая найти место, нетронутое раздорами и ревностью. По совету художника Дюваля, Гоген едет в Понт-Авен, где всего за шестьдесят франков в месяц снимает мансарду в пансионе мадам Глоанек. От всего облика Гогена исходило уныние. . В одном из писем Гоген советует Шуффенекеру: «Не ■ пишите слишком с натуры. Искусство — это абстракция, извлекайте ее из натуры, мечтая подле нее, и думайте больше о том творении которое возникает». Это были совершенно новаторские, беспорно оригинальные идеи. в живописи. Разговоры и споры об искусстве, ведущиеся в столовой пансиона, притягивают и восхищают молодых художников. Концепция синтеза и симплификации элементов объекта нашла свое отражение в «Танце бретонских крестьянок», первом полотне Гогена, где он применил новые приемы в организации реалистической формы. Но более четко поиски новых подходов просматриваются- в картине «Видение после проповеди, или борьба Иакова с ан- гелом», также бретонского периода. Гоген хотел украсить этим полотном стены какой-нибудь из бретонских церквей. Вместе с Гогеном картину взялись отнести в старую церковь Ни- зона Лаваль и Бернар. Однако священника смутили яркие краски ! и смелость композиции, и он отказался от дара. Гогену пришлось . унести назад свое произведение. Несколькими месяцами позже он послал этот холст Тео с тем, чтобы тот нашел покупателя. В Париже друзья одобрили картину, они высоко ценят Гогена, навещают его в Бретани, занимаются живописью и много дискутируют,- Кроме Шуффенекера, Лаваля и Бернара, приезжают и со- всем молодые художники. Среди прочих — богатый голландец Якоб Мейер Хаан, протежируемый Писсарро, а также Анри Море и Анри де Шамайяр. К концу бретонских каникул Гогена к компа- нии присоединяется молодой живописец Поль Серюзье, студент Академии Жюлиана. Серюзье застает Гогена в плохом состоянии (болезнь, полученная на Мартинике, продолжает терзать его). Встреча была короткой, но плодотворной; Гоген нашел время дать Серюзье урок живописи в Буа д'Амур (лес вблизи Понт-Авена): «Какими ты видишь эти деревья? Желтыми? Так пиши его самым красивым желтым, какой у тебя есть. А эта тень? Скорее синяя? Так не бойся сделать ее как можно более синей. Листья красные? Значит, надо дать самый алый». Особенно настаивал Гоген на уп- рощении формы и пропорций, на построении композиции и на сочетании цвета. Потом небольшой холст Серюзье «Талисман», написанный под руководством Гогена, для художников группы «наби» станет культовым. Совет художника перебраться в Арль. Ван Гог, подобно японским коллегам, (1 задумал обменяться автопортретами. Создавая свой портрет, по- священный другу, Гоген вдохновлялся образом Жана Вольжана из романа «Отверженные», человека, отвергнутого обществом, но обладающего добрым сердцем и сильным духом. Автопортрет произвел на Ван Гога странное впечатление: «пленник, без тени радо- сти». Гоген использовал резко очерченный контур и яркие краски, достаточно далекие от натуральных, напоминающие то ли витра- жи готических храмов, то ли японскую живопись. Ван Гогу, много экспериментирующего с техникой, хотелось найти мастера, которого бы он почитал как учителя. Случай пред- ставился, когда Тео Ван Гог, совершив удачную сделку, обеспечил Гогену регулярный контракт. У Гогена не осталось больше пово- дов отказываться от поездки в Арль. Поль Гоген под натиском бур- ной деятельности, развернутой Винсентом, который сделал все для удобства друга, приезжает в Арль. Это случилось 22 октября 1988 года. Ван Гог к этому времени благоустроил свой маленький желтый домик, купил мебель, обста- вил комнаты. Он находился в крайнем возбуждении. В течение пер- вых дней их сосуществования все шло хорошо, но мало-помалу Поль начал проявлять признаки раздражительности. Гоген не ви- дел на юге Франции ничего похожего на экзотику тропиков и при- шел к мысли, что Арль много более тосклив, чем Южная Америка. К счастью, обоих художников объединяла страсть к живописи, оба горячо спорили, но чувство «жуткого по- чтения» Ван Гога к Гогену не убывало. Он высоко оценил гогеновс- кий портрет мадам Жину в костюме арлезианки: рисунок был вы- полнен угольным карандашом, и впоследсвии использован в картине «Кафе в Арле* Только долг перед Тео мешал Гогену покинуть Арль. поскольку совместное проживание двух столь разных личностей делалось все невыносимее. Неустойчивое состояние психики Ван Гoгa станови- лось удручающим Однажды вечером он. напуганный намерением Еэгена уехать, тайно преследует друга во время прогулки и внезап- но бросается на него с раскрытой бритвой. Об этом случае Гоген вспоминал много лет спустя в книге «Прежде и потом»: весьма ве- роятно, из-за давности времени воспоминание не полностью со- ответствует действительности. Тем не менее, ту ночь Гоген провел в гостинице. а Ван Гoг запершись один в доме, в припадке ярости отрезал себе ухо. Потом он вымыл его, завернул в кусок газеты и принес к Рашели, просгжтупсе из борделя, которая посещала художннка, и попросил ее сохранить ухо как бесценный дар. На следующее утро Гоген, вернувшись домой за личными вещами столкнулся в дверях с жандармами, готовыми арестовать его за убийство. Когда ситуация прояснилась. Гоген собрал вещи и уехал: несчастный, едва живой Винсент остался в одиночестве. Вызванный телеграммой Тео пытался привести его в чувство. Выйдя из со- стояния глубокой прострации. Ван Гог обращается в письме к про- павшему другу: «Мой дорогой друг Гоген, хочу воспользоваться пребыванием в больнице, чтобы написать о моей сердечной к Вам привязанности. Я столько думал о Вас здесь, даже находясь в жару и будучи слабым. Хотелось бы. чтобы и потом когда-нибудь мы воз- держивались отзываться плохо о нашем бедном желтом домике». Гоген возвращается в Париж, он полон энтузиазма и ждет новостей с выставки «Группы двадцати» в Брюсселе, на которую был приглашен не без вмешательства Дега. Новости из Брюсселя не радуют. Тем временем «Талисман», написанный Серюзье в Понт- Авене, приносит Гогену известность у молодых художников, та- ких как Пьер Боннар, Эдуар Вюйяр, Морис Дени, Феликс Валлот- тон. Случай быть узнанным широкой публикой представился в июне 1889 года, когда любитель живописи итальянец Вольпини открыл кафе во Дворце изящных искусств прямо у дверей выставки- годами позже, 15 марта 1891 года, в «Mercure de France» он напе- чатал статью «Символизм в живописи: Поль Гоген». В эссе провозглашалось право художника на полную свобо- ду выражать свои идеи и символы, переводя их на субъективный;' синтетический язык. Утверждение подобной свободы дало современному искусству новый импульс. Несмотря на безусловный интерес к новаторству выставленных произведений, ни одно из них не было продано, и Гоген, крайне обескураженный эти фактом, возвращается в Бретань. Понт Авен «полон чужих омерзительных людей»: здесь слишком много дилетантов, постепенно он превратился в объект фольклора для туристов, приезжающих сюда в поисках местного колорита. Вместе с Серюзье и Мейсром де Хааном, который тайно - финансировал поездку, Гоген перебирается в Ле Пульдю, маленькую рыбац- кую деревушку, расположенную у самой Лайты. Посещая трактир на берегу моря, друзья знакомятся с его хозяйкой, Мари Анри, которая вскоре становится любовницей Мейера де Хаана. Художники щедро разукрасили и расписали столовую, создав одно из самых причудливых декоров конца века. Они покрыли росписью все свободное пространство. Посетители трактира замирали в восхищении. Бретонский период Гогена, пожалуй, один из самых плодотворных в его творчестве. Здесь написаны абсолютные по символической и эмоциональной насыщенности шедевры, сюжеты для которых Гоген находил в окружающем пейзаже: «Прекрасная Анжела» портрет де Хаана; «Нирвана»: полотно «Здравствуйте, господии Гоген», вдохновленное работой Курбе, где присутствует тема смерти, и «Автопортрет с Желтым Христом». Полихромную деревянную скульптуру Христа, выполненную в XVII веке, Гоген видел в церкви Тремало. В то время Гогеиа сильно привлекали «calvaires», скульптурные изображения Голгофы, которые были очень распространены в Брега селении и свидетельствовали о набожности народа. Художник создает два больших деревянных резных панно, пробует свои силы в ба- рельефе. Графиня Нималь, приятельница министра Изящных искусств и поклонница Гогена, обещала приобрести для государства рельефное панно «Будьте таинственны». Но, как и многие другие- обещания, оно выполнено не было. Настроение художника упало окончательно, когда до него дошла весть о самоубийстве Ван Гога, к которому он вплоть до момента покушения был очень привязан. 2 августа 1890 года Гоген Тео: «Мы только что получили печальное известие. В данных обстоятельствах мне не хочется отделываться простыми словами соболезнования. Знай, он был мне настоящим другом и к тому же на- стоящим художником, вещь по нынешним временам очень редкая. Винсент весь в своих произведениях. Как он часто говорил, камень погибнет, слово останется. Что касается меня, то и глазами, и сердцем я вижу Винсента в его трудах». Относясь к Бретани с большой любовью («когда стук моих сапог гулко отдается в этой гранитной почве, я слышу глухой и мощный звук, который ищу в живописи»), Гоген больше не испытывал пре- жних эмоций. Провал выставки в кафе Вольпини давал себя знать. Финансовое положение стало удручающим. Неоценимую помощь оказывал де Хаан, благодаря которому он имел возможность рабо- тать в большой мастерской, откуда открывался прекрасный вид на море. Трагическая судьба Тео Ван Гога, постигшая его через несколько месяцев после смерти брата, усугубляет отчаянное положение Гогена, Он не только потерял близкого друга, но лишился связей на рынке картин Мечта о диких девственных землях все больше занимает художника, Он бредит дальними странами, где простая, без буржуазных условностей жизнь освободит его от проблем. Посоветовавшись с женой Одилона Редона, которая была родом из Мадагаскара, Гоген решает сперва устроиться на Мадагаскаре, затем думает поехать в Тонкин, но ни один из проектов не может осуществиться по причине отсутствия денег, достаточных для поездки. Друзья, с которыми он планировал основать мифическую «мастерскую тропиков», Бернар и де Хаан, встретили враждебное отношение у семей, крепко привязанных бирже. Гоген, прочитав роман «Женитьба Лоти» Пьера Лоти, убедился, что Продажи картин, организованная друзьями (в частности: Мал- ларме, Мирбо, Морисом), состоялась 23 февраля 1891 года в отеле Друо. Когда ГЬген собрал сумму, необходимую для столь желанного путешествия, Жюльетта была беременна, но это уже со- вершенно его не волновало. Выручка составила 9 860 франков. Гоген н не думал о помощи жене и пятерым детям. Через месяц после распродажи, т. е. 23 марта художник устраивает прощальный банкет дли сорока пяти друзей; среди них находились лучшие писатели и поэты-символисты, признающие за художником ведущую роль. На следующий день он пишет жене: «Моя дорогая Метте, знаю, насколько тяжелы дли тебя эти дни, но зато будущее обеспечено, и был бы счастлив, много более счастлив, если бы ты могла разделить ею со мной. А когда мы оба поседеем, и страсть будет уже не для нас, мы вступим в полосу покоя и духовного счастья, окруженные нашими детьми, нашей плотью от плоти. Вчера в мою честь был устроен ужин, нас было сорок пять художников и писателей под руководством Малларме. Стихи, тосты и самые горячие поздравления. Уверяю, через три года я выиграю битву, и это позволит нам с тобой зажить, не зная лишений. Ты будешь отдыхать, а я работать. И, может быть, когда-нибудь ты поймешь, какого человека дала ты в отцы своим детям. Я горжусь моим именем и надеюсь — даже уверен — что ты не запятнаешь его, даже встретив блестящего капитана... Прощай, дорогая Метге, прощайте, дорогие дети, не поминайте лихом. Когда я вернусь, мы поженимся снова. А пока от меня прими обручальный поцелуй». Сколько и какие из этих обещаний он действительно хотел осуществить, нам не дано узнать. 4апреля1891 года Гоген отбывает на Таити с культурной миссией от Министерства изящных искусств. Несколько друзей провожают его до Марселя, откуда он уйдет в плавание до Папеэте на шестьдесят три дня. Первое впечатление разочаровало. Жители острова, , удивленные длиной его волос, дали ему прозвище «таатаваине», мужчина- женщина. Европеизация города и культура французских кололонизаторов, преобладающая после смерти последнего полинезииского короля Помаре V, убеждают художника в том, что нужно найти менее развращенное цивилизацией место, Погрузив свою ношу в сопровождении туземки по имени Ги ги, хорошо говорившей по-французски, отправляется в Штайед, где снимает хижину на берегу океана. Художник вскоре начал привыкать к простодушным и услужливым индейцам. Освободившись от Титп, он нашел себе новую подружку тринадцатилетнюю девушку ,которая, с полного согласии ее семьи. становится и натурщицей Гогеиа. Совместная жизнь с Чьхурой наполнила художника истинным счастьем, что не раз отражается»! в картинах раннею таити некого периода. В картинах где. как в культуре маори» католический мис- тицизм переплетается с мистическим поклонением животным. Пейзажи насыщены зрячими красками полинезийской природы, которые, не смешиваясь. накладываются одна на другую в хроматической последовательности и составляют музыкальный аккорд. Хотя жизнь в хижине протекала спокойно и неторопливо. Гоген страдал от отсутствия новостей из Франции. Одно из первых писем. полученных художником, было от Даниэли де М0. Он сообщал, что у Кюльстгы К:- родился ребенок. Oна лишена средств и больна. Письмо не очень расстроило Гогена; в ответ он написал, что рад, дети здесь желанны, и родственники всегда готовы их взять. Так или иначе, болезни и полное отсутствие денег вынуж- дают художника в июле 1893 года покинуть Полинезию. Техура и новорожденный ребенок остаются на берегу, с четырьмя франками в кармане Гоген высаживается в Марселе. Он вновь вынужден обратиться за помощью к друзьям, и вновь де Мопфрсд и Серюзье приходят ему па помощь, достают ' для него двести пятьдесят франков на дорогу до Парижа. Очень кстати умирает дядюшка Исидора и оставляет в наследство Гогену девять тысяч, в которых жена не принимает участия, поскольку свою часть она уже получила, продав на выставке 1893 года в Копенгагене несколько картин. Зимой в сотрудничестве с Шарлем Морисом Гоген начинает перерабатывать книгу «Moa Moa* о пребывании на 'Гаити и *тетрадь для Алины», альбом рисунков и рассуждений, посвященный любимой дочери, которую он считает ее своей по духу, такой же «дикаркой», как он сам. В те месяцы художник ведет себя вызывающе (эксцентричная манера одеваться, неизменная компания экзотичной яванской танцовщицы Линях Мартин;, что отдаляет!' от него старых друзей, которым он предпочитает теперь дружбу с самыми космополитичными художниками, такими как Альфонс Муха, Эдвард Мунк, драматург Август Стриндберг. Они сходятся с молодым и предприимчивым торговцем картин Амбруазом Волларом, с коим Гоген впоследствии подпишет коммерческий контракт, согласно которому он должен будет получать ежемесячную ренту в триста франков против двадцати пяти картин ежегодно. Весной 1894 года, во время пребывания Гогена в Бретани матросы оскорбили его яванскую подругу. Художник ринулся на её защиту и вышел из драки со сломанной ногой. Боль не проходила в течение длительного времени. Воспользовавшись госпитализацией своего друга, Аннах забрала из парижской мастерской художника все, кроме картин, поскольку ценности их она, по-видимому, не осознавала, и исчезла навсегда. Кроме всего прочего, Гогену диагностировали сифилис — результат его беспорядочной жизни и неразборчивых связей. Разорвав всякие отношения с женой, художник снова уезжает. На этот раз он пускается в свое последнее путешествие. Гоген покидает Францию 3 июля 1895 года на борту австралийского парохода. Он никогда больше не сможет вернуться на родину: Всегда стремившийся к уединению, Гоген все же делает попытку вернуть Техуру; но терпит неудачу В конце концов, он строит себе хижину из пальмовых листьев и бамбука в Пунаауиа, близ Папеэте. Ослабленный болями в лодыжке, конъюнктивитом, незаживающими язвами на коже, что явилось результатом венеричес- кого заболевания, он долгое время проводит в клинике Папеэте в качестве туземца. В довершение всего, из «короткого и страшно- го» письма от жены он узнает о смерти его любимой дочери двад- цатилетней Алины, наступившей вследствие воспаления легких. В ноябре 1897 года Гоген пишет Метте с Таити: я только что потерял дочь, я разлюбил Бога. Ее звали Алина, как мою мать. Каждый любит на свой лад: у одних любовь воспламеняется над прахом, у других^, не знаю. Ее тамошняя могила, цветы — одна только видимость. Ее могила здесь, возле меня. А мои слезы — живые цветы. Он находится на краю пропасти, близок к самоубийству. Но судьба еще не окончательно с ним расквиталась: вернувшись из больницы. Гоген находит свой дом совершенно опустошенным грызунами и насекомыми. Лишь помощь де Монфреда и Воллара вернула его к живописи и стимулировала написание большой картины «От- куда мы. кто мы. куда мы идем?» Он работает над полотном несколько месяцев, суммируя свой философский взгляд на жизнь. Это духовный завет художника, который превратил живопись в религию. За последние восемь лет. что он провел в Полинезии, жизнь трепала его, бросала из одного глубокого кризиса в другой (он так и не узнал, что после смерти Алины, в 1900 году скончался сын Кловис). Трижды Гоген восстанавливал дом, зачал, как минимум, троих детей, написал несколько полемических статей против, местной ад- администрации и фальшивой морали католического епископа, лицемерно, навязывающего индейцам длинные юбки (в приватной жизни разоблаченного в неблаговидных любовных похождениях). Одновременно он посылал для выставок во Франции свои картины и рисунки. Гоген не прекращал творческой деятельности; написал около ста полотен; сделал бессчетное количество рисунков; не менее четырехсот гравюр по дереву; создал творческое переложе- ние художественных произведений, репродукции с которых всегда были с ним, включая «Олимпию» Мане — индейцы смотрели на копию с большим любопытством, думая, что на ней изображена жена художника. Находясь в антагонистических отношениях с политическими и религиозными властями, в 1901 году Гоген переезжает на маленький островок Хива-Оа (Доминик), еще более удаленный от «цивилизации». Он поселяется в селении Атуана и занимается устройством и украшением своего нового жилища — последнего художественного произведения прикладного искусства, провокационно названного им «maison du jouira (дом наслажде- ний). Он всеми силами защищает искусство индейцев маори от попыток губернаторов и клерикалов уничтожить его. Противостояние властям стоит ему дорого: его приговаривают к трем месяцем Л тюрьмы и штрафу в тысячу франков. Гоген не выдерживает нового унижения. Утром 8 мая 1903 года протестантский пастор Вернье, навещавший больного, находит его мертвым. Тело художника было еще теплым. Приняв большую дозу морфина, чтобы успокоить терзавшую его боль в сердце, Поль Гоген покончил с физической болью и с самим собой. Ему было всего пятьдесят пять лет. Епископ Мартин, с которым Гоген полемизировал особенно остро, приказал уничтожить все произведения в «maison de jouir», как богохульные и непристойные, и похоронить художника, несмотря на его убеждения, с соблюдением католических обрядов. Гогена похоронили 9 мая 1903 года в два часа пополудни на маленьком католическом кладбище Атуаны. Простая надгробная надпись гласила: «Поль Гоген. 1903». Возможно, следовало бы добавить то, что он сам незадолго до смерти написал: “Я хорошо работал и хорошо служил всю свою жизнь: умом и сердцем». Хотя все последние годы Гоген жил в полном согласии с обычаями и одеждой индейцев, используя лишь цветной кусок материи, обернутый вокруг бедер, окончательно с Парижем он не порывал. Художник находился в постоянном ожидании новостей и откликов о своих работах, посылаемых во Францию, через пасса- жиров пароходов, коммивояжеров, матросов. Жажда жить простой жизнью, на самом деле, не удовлетворяла его полностью. Убежденный в ценности своего новаторского искусства, Гоген, меняя тех- техники и жанры, продолжал изображать мифы, легенды и типажи самыми яркими к
|