Знаменитый русский Художник Валентин Серов
Художник Валентин Александрович Серов (1865- 1911) Происходил из семьи музыкантов: отец, Д.Н Серов, — композитор и музыкальный критик; мать. В. С. Серова (урожденная Бергман). — пианистка, композитор. Потеряв в шестилетнем возрасте отца. своим художественным образованием Серов был обязан матери. В 1872— 1874, живя с ней в Мюнхене, брал уроки рисования у К. Кёппинга. В 1874—1875, переехав в Париж, художник познакомился с В. Д. Поленовым. И. Е. Репиным, семьей Мамонтовых. Отношения с Мамонтовыми, переросшие в душевную привязанность, сохранял всю жизнь (входил в Абрамцевский кружок, подолгу гостил в Абрамueве). В Париже по настоянию матери начал заниматься рисованием и живописью с И. Е. Репиным. Занятия не оставил и по возвращении в Россию (1878— | 1880). С 1879 художник жил в семье Репина, который позаботился, чтобы Серов продолжил обучение в ИАХ (1880—1885) у П. П. Чистякова. Неудовлетворенный академической рутиной, Серов ушел из Академии, бросив задание по рисунку за неделю, а по живописи — за день до последнего экзамена. Большое значение для развития твор- чества художника имели состоявшиеся непосредственно перед уходом из ИАХ путешествия в Германию и Голландию. Он изучал классическую европейскую живопись в Старой пинакотеке в Мюн- хене, возобновил занятия офортом у | Кёппинга. С ним в июле — августе путешествовал по Бельгии и Голландии (Амстердам, Харлем, Гаага, Брюссель, Антверпен), особенно интересуясь Голанским пейзажем XVII в. В раннем творчестве Серова пейзаж занимает значительное место («Волы», 1885; «Осенний вечер. Домотканово», «Облачный день», «Прудик. Абрамцево (Верхний пруд в Абрамцеве)*», «Зима в Абрамцеве. Церковь», все — 1886; «Заросший пруд. Домотканово», «Старая баня в Домотканове», обе — 1888; «Пруд», «Дворик», «Дорога», все — 1880-е, и др.). Постепенно художник освоил пленэрную живопись, начал использовать светлые тона и прозрачные цветные тени. Подлинными шедеврами стали написанные в импрессионистической манере портреты В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками», 1887) и двоюродной сестры художника, М. Я. Симонович j («Девушка, освещенная солнцем», 1888). j Оба полотна выходят за рамки собственно портретного жанра. Главное место в творчестве Серова I всегда занимал портрет. В 1890-е он создал множество превосходных работ в этом жанре: портреты итальянских певцов А. Мазини (1890) и Ф. Таманьо (1891), художников К. А. Коровина I (1891), И. Е. Репина (1892), И. И. Левитана (1893), писателя Н. С. Лескова (1894), композитора Н. А. Римского- Корсакова (1898) и др. Тогда же был написан один из последних жанровых пленэрных портретов «Летом» (1895), на I котором изображена жена художника, О. Ф. Серова, урожденная Трубникова. Иначе решен «Портрет М. К. Олив» (1895), отличающийся психологической глубиной и приглушенной, богато нюансированной колористической гаммой. Слава портретиста привлекла к художнику множество заказчиков, в том числе членов императорской фамилии и представителей высшей знати. Серов создал портреты Николая II и Александра III (оба — 1900), великих князей Михаила Александровича (1893), Павла j Александровича (1897), Георгия Михайловича (1901), великих княжон Ольги Александровны, Ксении Александровны (оба —1893), Марии Павловны-младшей С 1908 по 1909 Серов совместно с К. А. Коровиных преподавал в портретно-жанровой мастерской МУЖВЗ. а также в московской шкале Е . Н. Званцевой и А. А. Хотяннцевой. В 1909 участвовал в ставке русских к финляндских худож- ников, фактически положившей начало объединению «Мир искусства», в которое Серов сразу же вошел. Им выполнены портреты ее членов — С. П. Дягилева (1904. не окончен) и Л. С. Бакста (первая половина 1900-. гуашь, тушь). Совместно с другими мирискусниками Серов нллюстрировал второй том издания Н И. Кутепова «Царская и импера- на Р\\:н. Конец XVII и XVIII (СПб.. 1902). В технике темперы. В связи с тем, что поданное совместно с В. Д. Поленовым в ее Совет письмо, в котором тогдашний президент Академии великий князь Владимир Александрович обвинялся в организации расстрела безоружных людей 9 января, не было поставлено на обсуждение. Художник занял активную гражданскую позицию, запечатлев события тех дней в ряде работ: «Разгром демонстрации в 1905 году» (гуашь, белила), «Солдатушки, бравы ребятушки”1908 — началj 1909 Серов выполнил два портрета Андреева в технике литографии. Последнее десятилетне творчества художника было чрезвычайно продуктивным. В 1898 его избрали первым русским членом мюнхенского Сецессиона; в 1903 он вошел в состав СРХ. Постоянный участник многочисленных выставок: «Мира искусства» (1899—1903, 1906, 1911), СРХ (1905-1910), Всемирных в Париже (1900, Гран-при) и Брюсселе слава?» (пастель, гуашь), «Похороны Н. Э. Баумана. 20октября 1905 года» (гуашь, белила). В 1905 произошло знакомство и сближение Серова с М. Горьким. Он участвовал в выпуске известных сатирических журналов «Жало» и «Жупел», где печатались его острые сатирические карикатуры на Николая 11 - «1905. После усмирения». «Виды на урожай». Новые настроения, во власти которых художник оказался в это время, нашли отражение и в ряде портретов. Лучшие из них — монументальные, в рост, изображения М. Н. Ермоловой (1905) и Ф. И. Шаляпина (1905, уголь, мел). Тогда же были написаны портреты М. Горького (1905. не окончен) и Л. Н. Андреева (1907, акварель). В кон- (1910), Международных в Мюнхене (1898,1899), Вене (1902), Берлине (1903), Венеции (1907), Риме (1911), русского искусства в Париже (1906, 1910), Берлине (1906), Вене (1908) и лр. С 1899 входил в состав общественного совета Третьяковской галереи, созданного после смерти П. М. Третьякова. В 1900-е творчество Серова развивается по нескольким стилевым направлениям. Одно из них связано с интерпретацией классических традиций (портреты Е. С. Карзинкнной, 1906: Г. Л. Гиршман у зеркала. 1907, темпера, и в синем тюрбане, 1911, пастель: Е. А. Бал и ной. 1911). Другое свидетельствует о поисках обновленной художественной системы Связь с современным французским искусством явственно сказалась в изображении И. А. Морозова (1910), московского фабриканта, коллекционера новейшей французской живописи. Чертами стиля модерн отмечены парадный портрет княгини О. К. Орловой (1911) и чрезвычайно смелое, новаторское по форме изображение артистки балета Иды Рубинштейн (1910, темпера, уголь). Качества модерна и историзма органично сосуществуют в большом парадном портрете княгини П. И. Щербатовой (1911, j уголь, пастель, темпера) — последней, неоконченной работе художника. Поисками новых выразительных возможностей отмечены и произведения так называемого античного цикла, появившиеся после того, как в 1907 художник побывал в Греции. Это известная в нескольких вариантах, вытянутая наподобие фриза композиция «Одиссей и Навзикая» (1901) и задуманное как настенное панно «Похищение Европы» (1910). Для последнего характерны монументальная трактовка форм, стилизованных под влиянием архаических статуэток, и сопоставление больших плоскостей, окрашенных в локальные контрастные гона, что создаст дополнительный декоративный эффект, На тот же сюжет. Выполнил скульптурные композиции в гипсе, бронзе и терракоте (все - 1910). Неосуществленными остались монументальные росписи на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия («Диана и Актсон», «Эрот. Аполлон и Дафна. Венера», «Аполлон и Дафна, избивающие детей Ниобеи» и др.) для столовой в московском особняке В. В. и Е. П. Носовых (1910—1911). До последних дней жизни Серов не прекращал начатую в 1895 работ у над иллюстрациями к басням И. А. Крылова. Некоторые из них были выполнены в технике офорта («Щука», 1896; «Лев и лисица», «Волк и журавль», обе — между 1896 и 1898; «Волк и пастухи», 1899). Другие, предназначавшиеся для издания, задуманного И. II. Кпсбелем, художник рисовал легом 1911 («Волк и журавль», «Квартет», «Ворона в павлиньих перьях», «Лев и волк», «Мартышка и очки», «Лев в старости»), В конце октября начале ноября 1911 произошла встреча Серова с посетив шим Москву А. Мат иссом. Скончался скоропостижно, похоронен на кладбище Донского монастыря, В 1939 прах художника был перенесен на Новодевичьем кладбище.
|