Знаменитый русский Художник Иванов Андрей Иванович
Иванов Андрей Иванович (1745 — 12. 07. 1848), Санкт-Петербург живописец,рисовальщик; автор картин юрические, мифологические ейские сюжеты, портретист, Педагог. Отец живописца А. А, Иванова. О его родителях ничего не известно. С 1782 находился в Воспитатель- училище при И АХ. Прошел полный курс в сроком пятнадцать лет. учился у Г. И. Угрюмова. Получил медали: в 1795 за рисунки с натуры — золотую и серебряную, в 1797 за картину «Ной по выходе из гарема приносит жертву Богу» — большую золотую. В том году был удостоен аттестата 1-й степени и оставлен пенсионером при ИАХ. Воспитанный в традициях академической живописи, на протяжении всего творчества Иванов был одним из наиболее ярких представителей русской академической школы конца XVIII — начала XIX в. В своих лучших работах воплощал идеи патриотизма, героического служения родине. В 1802—1807 входил в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, где эти убеждения составляли основу программы и разделялись большинством членов. В 1798 был определен преподавателем рисовального класса и зачислен в штат ИАХ. В 1800 признан назначенным вакадемики. В том же году художник женился и поэтому потерял право на заграничную пенсионерскую поездку. К этому периоду относятся картина «Ганимед» (1800-е), выполненная в экспрессивной барочной манере, и редкие в творчестве Иванова портретные работы В- «Автопортрет» и портрет его молодой жены, Е. И. Ивановой, в образе весталки (оба — 1800). В 1803 за программную картину «Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая» Иванову было присвоено звание академика. Картина экспонировалась на выставке ИАХ в 1804. Там же была показана одна из десяти композиций, написанных для Казанского собора в Петербурге, — «Христос в пустыне, коему служат ангелы». Для этого храма также были выполнены «Крещение Спасителя», «Сретение Господне» (находились в приделе Казанской Богоматери), «Преображение», «Христос, воскрешающий сына вдовицы» и др. Работа над ними продолжалась почти до самого освящения собора 15 сентября 1811. В 1806 Иванов был признан старшим адъюнкт-профессором. Незадолго до того он представил торжественному собранию Вольного общества любителей словесности, наук и художеств эскиз картины «Петр Великий в лагере при реке Прут» (1804-1805), знаменовавший поворот к темам из отечественной истории. Правда, произошло это не сразу. В 1805—1806 художник написал одну из своих капитальных картин «Смерть Пелопида», в которой изобразил героя, павшего в борьбе с тиранией. Героический поступок, совершаемый во имя свободы родины, стал содержанием наиболее известных и, несомненно, лучших картин Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (не позднее сентября 1810) и «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году» (не позднее 27 августа 1812). Сюжеты взяты из «древней Российской истории», что подчеркнуто введением дат событий в названия работ. Картины создавались почти одновременно, и в их решениях много общего. Прежде всего, это характерное для Иванова соединение классицистических и барочных черт, динамичная композиция с диагонально направленным движением, обнаженные главные герои с прекрасными телами атлетов, написанные с одного натурщика фигуры поверженных врагов. В «Единоборстве князя Мстислава Владимировича Удалого...»Картина «Подвиг молодого киевлянина» в 1812 была поднесена Александру I. ш «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого...» 1 сентября 1812 художник получил звание профессора лирической живописи. В свете событий Отечественной войны 1812 живопись приобрела в глазах современников особый смысл. В 1829 Иванов написал картину, посвященную раннему периоду христианства на Руси, — «Крещение великого князя Владимира в Корсуни». Занимался религиозной живописью, роспись Казанского собора, выполнил для домовой церкви Архистратига в Михайловском замке, . Александровского собора «Спаситель и Божья Матерь», (1830); «Преображение», «Сошествие Святого Духа», оба — 1835—1836), Собора в Тифлисе («Пророк») (1836) и др. (Автор росписей в ИАХ: на одной из чугунной лестницы («Минерва), В 1830 художник показал на академической выставке новую картину «Смерть генерала Кульнева» (1827— 1830), которая не понравилась Николаю I. Он нашел в работе «недостатки и несообразности непростительные, доказывающие, что Иванов не может с пользою быть при классе исторической живописи в Академии». Художнику было велено подать «просьбу об увольнении». После тяжело пережитой отставки Иванов продолжал заниматься живописью. Участвовал в конкурсах, посвященных Петру I: выполнил две картины в 1830-х и эскиз памятника для Полтавы в середине 1840-х. Умер во время эпидемии холеры.
|