Знаменитый Художник Иванов.А.А
ИВАНОВ Александр Андреевич 16. 07. 1806, Санкт-Петербург - 03. 07. 1858, там же Живописец, рисовальщик, акварелист; автор композиций на мифологические и библейские сюжеты, пейзажист, портретист. Сын исторического живописца, профессора ИАХ А. И. Иванова. С 1817 учился в Академии в качестве «постороннего ученика» у своего отца и А. Е. Егорова. В 1822 за рисунок с натуры был удостоен большой серебряной медали, в 1824 за программную картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» — малой золотой медали из средств, пожертвованных ОПХ. В 1827 за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» и картон «Лаокоон с детьми» — большой золотой медали из средств ОПХ. Картина экспонировалась на академической выставке. В 1828 Иванов получил звание классного художника и право на заграничное пенсионерство. В 1829 ОПХ предложило ему выполнить работу на сюжет из античной мифологии «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», как было сказано — «для окончательной проверки его способностей перед отправлением за счет ОПХ в Италию». Успешно справившись с этой задачей, весной 1830 Художник покинул Россию. С 1831 по 1858 жил в Италии (до 1838 как пенсионер ОПХ). Общался с русскими художниками. Был дружен с О. А. Кипренским и Н. В. Гоголем, с которым познакомился в 1838. Пользовался советами известных мастеров классицистического направления — живописца В. Камуччини и скульптора Б. Торвальдсе на. Испытал влияние Овербека, главы назарейцев, вставляющих романтическое на- правление в немецкой живописи. Вскоре по приезде в Италию Иванов начинает работать над картинами на библейский сюжет («Братья Иосифа нахо- щж чашу в мешке Вениамина», 1831— не окончена) и на сюжет из гречес- Ш мифологии («Аполлон, Гиацинт и прнс. занимающиеся музыкой и пешем». 1831-^-1834). Последняя отличается гармоничностью и классическим решением, 1836 с большим успехом экспонировалась ВМХ. Тогда же Иванову присвоили звание академика живописи. ОПХ продлили срок пенсионерства еще на два года. К 1833 относится замысел новой работы Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1835). Это ню из самых совершенных произведений в русском искусстве отвечает всем направлениям классицистической эстетике. В начале 1836 картина была показана в Риме, в мае отправлена в Ливорно, а потом морем в Россию. В сентябре 1836 с большим успехом экспонировалась ВМХ. Тогда же Иванову присвоили звание академика живописи. Картина была поднесена Николаю I (в 1843 художнику выплатили за нее 1500 руб. серебром). В 1830—1840-е Иванов написал несколько превосходных портретов: Виттории Марини (начало 1830-х), Виттории Кальдони (1834), натурщицы Ассунты (1840), Н. В. Гоголя (1841). В первой половине 1830-х мастер приступил к работе над своим главным полотном, «Явление Христа народу (Явление мессии)», воспринимая этот труд как служение идее нравственного возвышения и духовного просветления человечества. На воплощение грандиозного замысла ушло более двадцати лет. «Первоначальный» эскиз (ГРМ), который в 1834 художник показывал Камуччини, Торвальдсену, Овербеку и П. Корнелиусу, по общему решению сильно отличается от окончательного варианта, как и следующий, «строгановский» эскиз (ГТГ, происходит из собрания С. Г. Строганова, художник называл его ранним). Около 1836 (1837?) был выполнен еще один эскиз, по определению Иванова — «ближайший к картине» (ГРМ). Именно он наиболее важен, так как при написании малого варианта картины служил для автора рабочим. Появившийся после поездки в Венецию так называемый венецианский эскиз (вторая половина 1830-х, ГТГ) в действительности, скорее всего, является одним из ранних вариантов, затем прописанным в духе венецианской школы. В 1836 Иванов начал писать картину «Явление Христа народу» с размерами фигур «в третью часть роста человеческого» (по-видимому, как первый этап работы и был выполнен «ближайший к картине» эскиз). Сравнительно небольшой размер холста (172 х 247 см), по объяснению художника, он взял вынужденно, из-за «крайней бедности». Однако после того, как ОПХ продлило срок I пенсионерства, заказал холст большого ! размера (540 х 750 см) и с сентября 1837 j начал писать картину заново. В 1851 мастерскую художника посетил его соотечественник коллекционер К. Т. Солдатенков, пожелавший приобрести один из более близких к окончательно завершенных эскизов. . Большинство исследователей творчества Иванова считают, что художник уступил Солдатенкову доработанный вариант картины, начатый в 1836 (в 1858 экспонировался на выставке Иванова в ИАХ). Работа над картиной продвигалась медленно и сложно. Далеко не сразу была найдена удовлетворявшая художника композиция, вписанная в нетрадиционно решенное пространство. Оно организовано так, что фокусирует внимание на изображении Христа и поднимает истинное значение его небольшой фигуры до вселенских размеров.к Одновременно шла работа и над дру- гими заказами, в создании над которыми применял метод синтеза образа Иоанна Крестителя он использовал голову юноши в профиль с выражением духовного напряжения. Для Христа писал с античных статуй, три варианта головы Аполлона Бельведерского, Венеры Медицейской, Лаокоона и маска», все на одном холсте) и натурные штудии («Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем», «Натурщица Ассунта»). Долго искал образ раба, которого сначала хотел изобразить наголо обритым, с вытекшим глазом и веревкой на шее (этюды «Голова раба с черными волосами. Голова раба, бритая, с клеймом на лбу и голова раба с веревкой на шее» и др.), однако затем отказался от столь отталкивающих натуралистических подробностей. Аналогично проходила работа и над другими образами — Иоанна Богослова, группы апостолов, «мальчика, выходящего из воды», «старика, опирающегося на палку», «дрожащего». Количество этюдов исчислялось сотнями. Грандиозное полотно «Явление Христа народу» при общей романтической коллизии и полифоническом звучании пластически решено в традициях академической школы. Особое место этого замысла в истории русской и европейской живописи определяется не столько самой картиной сколько работой натурными образами и этюдами. Стремясь правдиво передать рассеянное дневное освещение при чистом небе и его влияние на общее живописное решение (изображение воды, камней, деревьев, одежды, обнаженных тел), художник без устали писал на открытом воздухе. В своих небольших холстах он вплотную подошел к открытию пленэрной живописи, значительно опередив художников второй половины — конца XIX в. Десятки этюдов, выполненных Ивановым, носят сугубо прикладной характер и напрямую связаны с конкретными фрагментами картины. Это изображения тканей и драпировок («Драпировки, лежащие на земле около богатого старика и раба», «Желтые и белые ткани для драпировок, лежащих около богатого старика и раба», «Драпировки, лежащие на круглом столе»), этюды деревьев («Молодые деревья», «Деревья у воды», «Деревья у ручья», «Листва» и др.), почвы, воды и камней («Камни и молодая зелень», «Камень», «Почва», «Камень в зелени у воды», «Каменистый берег реки», «Вода, каменистый берег и камни в воде», «Вода и камни под Палаццуола», «Подножие Виковары. Камни на берегу реки», «Почва около ворот церкви Святого Павла в Альбано» и др.). Особый интерес представляет небольшая работа «Ветка» (конец 1840-х). Она является своего рода связующим звеном между фрагментарными пленэрными этюдами и выполненными в 1840-1850-е натурными пейзажами. Большинство из них — это далевые виды с глубокой перспективой и широким охватом пространства. Им присущи монументальность и философский настрой («Аппие- ва дорога при закате солнца», 1845; «Понтийские болота», «Монтичелли (Тиволийские горы)», «Монте-Савел- ли», все — первая половина 1840-х; «Неаполитанский залив у Кастелламаре», 1846; «Вилла Адриана», «Вид Римской Кампаньи», обе — 1840-е). Писал художник и более камерные мотивы («Оливковая роща», конец 1830-х; «Кастель- Гандольфо в Альбанских горах», «Дерево в парке Гиджи», оба — 1840-е, и др.). Особую группу работ, изначально связанных с полотном «Явление Христа народу», образуют так называемые неаполитанские мальчики: «Семь мальчиков». «Четыре нагих мальчика», «Три нагих мальчика», «Нагой мальчик», «Стоящий обнаженный мальчик», «Сидящий и лежащий обнаженные мальчики на зеленом фоне» (все — 1840-1850-е). По сути, это штудии обнаженной натуры на открытом воздухе. В конце 1840-х Иванов переживает тяжелый мировоззренческий кризис, Художник мечтал объехать Россию, побывать в Палестине. Хотел преподавать в МУЖВ, отличавшемся от официальной ИАХ своим демократизмом. Трагический поворот судьбы не позволит этим планам осуществиться. Через два месяца после возвращения на Родину Иванов скоропостижно скончался от холеры. Его картина «Явление Христа народу» вскоре после смерти художника была приобретена Александром II и подарена ИАХ.
|