Знаменитый Художник Васильев Федор Александрович
Художник Васильев Федор Александрович Васильев один из основоположников лирического направления в русской пейзажной живописи. Добрачный сын мелкого почтового чиновника. Художественную одаренность проявил раною В начале 1860-х состоял помощником реставратора ИАХ П..К. Соколова. В школьные годы окончательно определилось тяготение Васильева к пейзажу. Годом окончании школы датирован городской пейзаж « После дождя» (1867), отличающийся лиричностью и непосредственностью восприятия натуры. Определяющим для становления молодого художника явилось общение с Шишкиным И.И взявшим его под свое покровительство, их совместные летние поездки и работа на пленэре. Первым стало путешествие на о. Валаам .Тема деревни, сельской природы прочно вошла в творчество художника; ей посвящены многие его произведения: «У водопоя», «Возвращение стада», « Деревенская улица», «После грозы ». Летом 1870 Васильев вместе с И.Е. Репиным, своим братом, студентом Петербургской консерватории, и художником Е.К. Макаровым провел на Волге. Из поездки привез этюды, выполненные маслом и акварелью, а также рисунки. Уже признанный современниками, его талант рисовальщика мог бы поспорить с талантом живописца. Рисунки Васильева отличают легкость, особый артистизм исполнения. В них нет форсированных контрастов черного и белого- все прозрачно, полно воздуха и света. Тема трагичности человеческой жизни звучит в исполненной глубокого чувства в картине «Оттепель» (1871), переплетаясь с метафорическими темами дороги, родины, судьбы. Показанная на выставке ОПХ, картина стала событием в русской пейзажной живописи, породив множество подражаний. Художник был удостоен первой премии ОПХ. Еще до открытия выставки «Оттепель» приобрел Третьяков, а художнику было заказано повторение для царской семьи. В 1872 « Оттепель» экспонировалась на Всемирной выставке в Лондоне и была особо отмечена критикой. В феврале 1871 Васильев был зачислен вольнослушателем в ИАХ, однако занятий не посещал. В мае 1872 ИАХ присвоила ему звание классного художника 1-й степени без выполнения конкурсной программы, но с условием сдать экзамены по научным дисциплинам. Так как по болезни он не смог этого сделать, звание классного художника заменили званием почетного вольного общника. Работа над картиной « Оттепель» на открытом сыром воздухе спровоцировала у художника развитие туберкулеза- болезни, к которой он имел наследственную предрасположенность. Летом 1871 ему пришлось уехать Харьковскую губ., а затем в Ялту. Васильев не сразу воспринял южную природу, тосковал по неброскому, но такому близкому пейзажу средней полосы. В 1872 появилась одна из лучших его картин « Мокрый луг», написанная нес натуры, а на основании синтезированных зарисовок художника. Спустя непродолжительное время Васильев начал писать и природу Крыма. Лучшей картиной, объединившей крымские впечатления, стала картина « В Крымских горах» (1873), получившая первую премию ОПХ. Ощущение цельности, монументальности создают редкий для художника вертикальный формат и колорит, выдержанный в единой серовато- охристой и зеленовато- голубой гаме. Вместе с тем в пределах этой гаммы каждый даже небольшой фрагмент живописной поверхности изобилует тончайшими цветовыми оттенками. Последний год жизни художника отмечен появлением пейзажей не только с южными, но и со среднерусскими мотивами, среди которых такая признанная картина, как « Заброшенная мельница» (1871-1873),которая проникнута глубокой печалью, почти переходящей в тишину небытия. Осознав себя незаурядным колористом, он все более и более погружался в стихию цвета. Васильев умер и похоронен в Ялте. Но его пейзажи и наши дни продолжают радовать и трогать наши сердца.
|