Искусство XVII века
Искусство XVII века XVII век – это мировоззренческий переворот, это переход от безграничной веры и прославления человека, от представлений, где человек-герой был в центре к диссонансу человека и мира, а затем к новому утверждению человека как частицы огромного, бесконечного разнообразного и подвижного мира. Человек – это не средоточие мироздания. Он находится в сложных взаимоотношениях со средой, государством и обществом. Ренессансное чувство безграничного могущества человека утрачивается, появляется осознание ограничений его возможностей, которые теперь соотносят с реальными условиями общественной жизни. Художественная культура была связана с реалиями действительности. Это были новые мотивы и новая форма взаимосвязи образа с действительностью. Человек в искусстве XVII века выступает в более явном соотношении с обстоятельствами его жизни и окружающей среды. В творчестве художников стала заметна тенденция к показу отдельных явлений жизни – пейзаж и натюрморт. Вершиной живописи становится реалистический портрет, где наглядно представлены изменения образа человека. В Ренессансе человек – собирательный тип, а в XVII веке человек предстаёт во всей своей психологической сложности, неоднозначности. Отсюда появление портретных серий, где человек показан в разных душевных состояниях. Художественная культура представлена двумя разными художественными школами: классицизм и барокко, а также школа внестилевой линии в развитии искусства. Отличительные черты барокко – мистика, фантастичность, иррациональность, экспрессивность, резвость и приземлённость. Преобладают религиозные, мифические и мистические мотивы. Стилевые приёмы – гиперболичность, эффективность и патетика. Величие Ренессанса сменяется динамикой барокко. Основные пути развития искусства XVII века – итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская школы.
|