Виноградов Сергей Арсеньевич
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938) У сына сельского священника Костромской губернии Сергея Виноградова рано проявился интерес к живописи. Уже в 1880 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором под руководством замечательных учителей (Е.С. Сорокин, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов) обучается живописному мастерству. Начиная писать жанровые сцены (Обед работников, 1890; Бабы, 1893), Сергей Виноградов очень скоро переходит к чисто пейзажной живописи и изображению интерьеров (Вечер, 1900; Весна, 1902; В усадьбе осенью, 1907; В доме, 1910; В доме, 1914). В этих картинах важнейшую роль играют световые эффекты, напоминающие о творчестве французских импрессионистов. Хотя здесь уместнее говорить не о влиянии последних на творчество С.А. Виноградова, а о соприкосновении с их творчеством, ибо у художника свой стиль, выработанный и его частыми поездками по России (Волга, Украина, Крым, Север), и работой на пленэре, и близостью для него сельской жизни. Художник ведет большую общественную работу. Он член Товарищества передвижных художественных выставок, один из учредителей Союза русских художников. В 1912 году ему присваивают звание академика. В 1923—1925 годах С.В. Виноградов возглавляет Комитет передвижной выставки, знакомящей жителей США с русским искусством. Возвращается художник на постоянное место жительства в Ригу — столицу Латвии, получившей незадолго до этого государственную независимость. В ней он организует свою художественную школу, в которой обучаются, в сущности, русскому искусству.
|