Каким быть художнику?
Помню как то я работал над картинами в ботаническом саду в Ялте, героями моих композиций была не только молодежь, но и разумеется, всевозможные растения. Мне разрешили рвать любые цветы, чтобы изучать их и писать с натуры. Все шло вроде бы хорошо, но тут опытный садовник, пришедший посмотреть, как идут у меня дела, заявил: в работе есть ошибки. Те цветы, что растут на солнце, я посадил в тень, а те, что любят проточную воду, — в стоячую. Казалось бы, такая мелкая неточность не должна повредить художественному образу. Однако грешить против правды ради достижения композиционной выразительности я не мог- и \"пересадил\» цветы в соответствии с требованиями агротехники. Мне думается, главное для художника — быть всегда честным и глубоко правдивым. И перед собой, и перед зрителем, и перед своим временем. Эти качества неотделимы от искренности. Если художник неискренен, то зритель ему не поверит, как бы мастеровито ни писал он портрет или пейзаж. С другой стороны, как бы правдив и искренен ни был художник, сколь бы ни были прекрасны его замыслы, они не найдут должного отклика, если произведение выполнено профессионально слабо. Создавая плохой портрет или пейзаж, художник работает против темы, и чем она значительней, тем больше ущерб: затраченный труд оборачивается вредом в первую очередь для зрителя. Все вы, наверное, наблюдали за спортивными состязаниями фигуристов. Смотришь иногда на спортсмена и думаешь: лишь бы не упал. Тут уж не до восхищения пластикой движений, выразительностью композиции. Другое дело, когда спортсмен- мастер, обладающий великолепной техникой, блестяще освоивший труднейшие элементы фигурного катания. Овладев в совершенстве профессиональной стороной дела, он уже не думает о том, как удержать равновесие, он- артист и весь талант направляет на создание яркого художественного образа. Чтобы овладеть мастерством, нужно учиться с детства. Пока ребенок еще не способен критически относиться к собственному творчеству, он смело решает любые задачи. Взрослым нравится непосредственность его рисунков, в них порой видят то, о чем не догадывается сам автор. Но если ребенку не давать вовремя знаний, он зайдет в тупик. Недавно мой сын хотел отрезать часть рисунка: не знаю, говорит, что делать дальше, бумага осталась лишняя. Пришлось подсказать, как завершить работу. Все знаменитые живописцы серьезно учились изобразительной грамоте уже в раннем возрасте. Детские работы К. Брюллова, А. Иванова, Ф. Бруни, В. Серова, И. Репина лишены выставочной привлекательности, но зато были тем самым, без которого эти выдающиеся мастера никогда не достигли бы высочайшего и живописного совершенства. У художника не может быть работы белой и черной, чистой и грязной. Дни, когда-то казавшиеся не творческими, сослужат добрую службу в часы вдохновения. Основа изобразительного искусства — рисунок. Самая прекрасная живопись не замаскирует ошибок в рисунке. Лучше не скрывать свои недостатки, а исправлять, и делать это как можно раньше. Пример для нас — лучшие образцы реалистического искусства. Воспитание отзывчивости к прекрасному необходимо. Эти слова сейчас несколько потеряли изначальный смысл. Ведь искусство воспитывает прежде всего добротой, воспитание души — это воспитание чувств, уважение к духовным ценностям. И назначение искусства не в служебном, прикладном характере. Искусство ре только отражает жизнь, оно и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляя мечту, делает богаче душу человеческую. Кто-то из поэтов сказал: \"Поэзия- это то, что остается, когда уходят слова\». И в живописи главное то, что остается в душе человека, какие чувства поселила она. Картина- это взгляд художника на мир, она не исчерпывается сюжетом.
|